Телефон:
+7 (908) 590-52-56

Получить консультацию

Экспертиза обстоятельств ДТП.

 Экспертиза обстоятельств ДТП

     Судебная экспертиза по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия  назначается в случаях, когда при судебном рассмотрении гражданских дел  необходимо установление обстоятельств, связанных с идентификацией транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии на основе специальных знаний в области трасологии и судебной автотехнической экспертизы.

 

  Задачи, решаемые судебной экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

В настоящее время в рамках СЭОДТП могут быть решены следующие задачи:
установление фактических данных об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий, связанных с механизмом ДТП, дорожной обстановкой, действиями участников ДТП, причин и условий, способ­ствовавших возникновению ДТП, технического состояния транспортных средств и дороги, деталей, узлов, агрегатов и систем транспортных средств и психофизиологических качеств участников ДТП.

 

 Вопросы для  постановки перед судебной экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

       На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы, связанные с механизмом дорожно-транспортного происшествия и образованием следов на месте дорожно-транспортного происшествия и транспортном средстве. Наиболее часто перед экспертом   могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. Определить скорость движения транспортного сред­ства (при наличии следов торможения на месте ДТП)?
  2. Определить остановочный путь ТС?
  3. Определить расстояние, проходимое ТС за время ре­акции водителя при означенной скорости?
  4. Как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ в данной дорожной обстановке?
  5. Имел ли водитель техническую возможность предот­вратить ДТП (наезд)?
  6. Имеется ли в действиях водителя несоответствие с ПДД РФ, если да, то находятся ли они в причинной свя­зи с фактом ДТП?
  7. Соответствовала ли выбранная водителем скорость безопасности движения в соответствии с ПДД РФ (при ДТП в ночное время)?
  8. Была  ли  техническая  возможность  предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (све­тофоры, дорожные знаки и пр.) и др. особенности доро­ги?
  9. Соблюдал ли водитель дистанцию, до движущегося впереди в попутном направлении ТС?
  10. Какова дорожная обстановка на месте ДТП?
  11. Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустро­ен отрезок дороги в месте ДТП?
  12. Какие обстоятельства, связанные с дорожной обста­новкой,   способствовали   возникновению ДТП   (отсут­ствие дорожных знаков или разметки, их неправильное расположение и т.д.)?
  13. Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выпол­нить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП? Мог ли водитель предотвра­тить ДТП?
  14. Соответствует ли выбоина (разрытие) на дороге суще­ствующим ГОСТам? Могла ли выбоина (разрытие) спо­собствовать ДТП?
  15. Установить нормативное время устранения обстоя­тельств, связанных с безопасностью дорожного движе­ния.
  16. Имелась ли у водителя техническая возможность об­наружить неисправность детали путем наружного осмо­тра или при движении транспортного средства?
  17. Мог ли пневмовзрыв колеса транспортного средства привести к изменению траектории движения транспорт­ного средства, и в какую сторону?

 

Объекты судебной экспертизы по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного  происшествия.

Объектами экспертизы  являются –  материальные источники инфор­мации, представленные эксперту, для экспертного исследо­вания в целях решения поставленных вопросов (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, оставшие­ся на них следы, водитель, а также материалы дела, не тре­бующие правовой оценки.

Документы, и вещественные доказательства,  предоставляемые на исследование:

  1. Протокол осмотра места происшествии.
  2. Протокол осмотра транспортных средств.
  3. Протоколы допросов участников и очевидцев ДТП.
  4. Протоколы следственных экспериментов.
  5. Протокол показаний на месте.
  6. Заключения иных экспертиз, если они проводились по делу.
  7. Дорожная экспликация за весь период эксплуатации дороги.
  8. Журнал выезда и осмотра дорожными службами до­рог.

Исходные данные заключения эксперта формируются на базе двух источников:

1. Данные, добытые следствием (судом);

2. Данные, принятые экспертом на основе своих спе­циальных познаний, с учетом сведений, представленных следствием.

Исходные данные, указанные в постановлении следова­теля обязательны для эксперта, и должны быть получены в предусмотренном законом порядке (из протоколов осмо­тра места происшествия, протоколов следственных экспе­риментов, других экспертиз и т.д.).

Исходные данные, указанные в определении (постанов­лении) лица, назначившего экспертизу, влияют на выбор экспертом специальных экспертных данных.

В определении (постановлении) о назначении эксперти­зы в качестве исходных данных должно быть указано:

1. Тип дорожного покрытия (асфальтобетон, грунто­вая дорога и т.д.).

2. Состояние проезжей части (сухая, мокрая, гололед, снег и т.д.), угол уклона, ширина и разметка проезжей ча­сти, радиус закругления дороги и т.д.

3. Направление движения транспортных средств, рас­положение места наезда,  столкновения,  опрокидывания (т.е. в какой части дороги по ширине и в продольном на­правлении по отношению к ориентирам и к следу торможения произошел удар, в зоне действия каких дорожных знаков), характер, расположение и результаты измерений следов, оставленных на месте происшествия (следов юза колес, следов трения на проезжей части и т.н.).

4. Загрузка транспортного средства (количество пасса­жиров, вес перевозимого груза).

5. Техническое состояние ТС до и после происшествия (неисправности тормозов,  рулевого управления,  освети­тельных приборов, деформации, полученные в результате происшествия).

6. Скорость и характер движения ТС перед происше­ствием (юзом, с заносом, с поворотом).

7. Данные о видимости и обзорности для водителей (внешнее освещение, сведения о световых приборах, вклю­ченных в момент происшествия на ТС, состояние лобового стекла, предел видимости, расположение объектов, огра­ничивающих обзорность).

8. Путь, проходимый пешеходом в зоне видимости во­дителя (при наезде на пешехода).

9. Темп движения (медленный шаг, быстрый шаг, спо­койный бег, быстрый бег), направление пешехода (при на­езде на пешехода).

10. Свет фар ТС (при ДТП в ночное время).

11. Видимость:  общая   (проезжей  части),  конкретная (препятствия, возникшего на дороге).

12. Момент возникновения опасности.

13. Другие данные, имеющие значение для установле­ния механизма происшествия и ответа на поставленные перед экспертом вопросы.

 

По видам столкновения транспортных средств делятся на три группы:

1. Встречное столкновение - соударение транспортных средств при движении навстречу друг другу;

2. Попутное столкновение - соударение транспортных средств при движении в одном направлении;

3. Угловое столкновение - соударение транспортных средств, когда условные продольные оси располагаются под углом относительно друг друга (кроме 0° и 180°).
 

 В самом процессе столкновения можно выделить три фазы:

1. Создание аварийной ситуации на дороге;

2. Кульминация - контакт объектов, участвующих в столкновении;

3. Движение объектов после столкновения до окончательной остановки.

 

    При контактировании транспортных средств и других объектов в процессе дорожно-транспортного происшествия вследствие различных по силе и направленности ударов возникают следы (трассы), которые различаются на объемные и поверхностные следы, статические (вмятины, пробоины) и динамические следы (царапины, разрезы). Комбинированные следы представляют собой вмятины, переходящие в следы скольжения (встречаются чаще), либо наоборот, следы скольжения, заканчивающиеся вмятиной. От разрывов следует отличать надрезы, характеризующиеся отсутствием сквозного повреждения. В процессе следообразования возникают так называемые "парные следы", например, следу наслоения на одном из транспортных средств соответствует парный след отслоения на другом.

         Под следами контактирования транспортных средств понимают следы, образованные их выступающими частями - наружными элементами, наиболее часто контактирующими с другими объектами: бамперы с клыками, буксирные петли, световые приборы (фары, подфарники, указатели поворотов, боковые повторители поворотов, задние фонари), наружные зеркала заднего вида, ручки дверей, подножки, углы, кромки, ребра жесткости кузовов, крыльев, капота, а также выступающие детали крепежа, колеса (шины, диски, ступицы, колпаки) и т.п. В случае дорожно-транспортного происшествия в контакт могут вступать и другие части транспортного средства, которые не выступают относительно его наружной поверхности.

        Трассы на транспортном средстве содержат отображения макро- и микрорельефа, необходимые для того, чтобы идентифицировать транспортное средство, с которым произошло касательное столкновение, установить факт движения транспортных средств в момент удара при перекрестном столкновении, определить направление относительного перемещения транспортных средств при попутном столкновении. Трассы на деформированных нижних частях, контактировавших с дорогой, дают возможность определить направление движения транспортных средств после столкновения, уточнить место столкновения с учетом расположения оставленных этими частями следов на месте происшествия. Наличие наслоения микрочастиц одного транспортного средства на другом транспортном средстве используются для установления факта их контактного взаимодействия. Отпечатки, наслоения лакокрасочного покрытия, резины, пластмассы позволяют идентифицировать следообразующий объект и установить, с какой частью транспортного средства произошел контакт.

 

помощь адвоката

тел. 8 908 590 52 56.