Телефон:
+7 (908) 590-52-56

Получить консультацию

Как получить статус адвоката.

Статус адвоката. Как получить статус адвоката.

 

 

       

 

               В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Срок стажировки не менее одного года.

На приобретение статуса адвоката не вправе претендовать лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

 

В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

Необходимо помнить, что у лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.

 

Лицо, отвечающее указанным выше требованиям, вправе обратиться с заявлением о присвоении ему статуса адвоката в квалификационную комиссию адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в котором он имеет постоянную регистрацию по месту жительства и состоит на учете в качестве налогоплательщика по месту жительства.

Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию:

копию документа, удостоверяющего его личность , с информацией о постоянной регистрации по месту жительства на территории субъекта РФ, в котором претендент намерен сдавать квалификационный экзамен;

анкету, содержащую биографические сведения;

копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности;

копию документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре;

копию документа, подтверждающего постановку на налоговый учет на территории субъекта РФ, в котором претендент намерен  сдавать квалификационный экзамен.

Представленные претендентом копии документов должны быть удостоверены нотариусом либо заверены тем учреждением, которым они были выданы. В случае представления подлинников копии документов могут быть заверены в секретариате квалификационной комиссии.

При необходимости квалификационная комиссия в течение двух месяцев организует проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обращаться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений.

После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято:

1) в случае сообщения претендентом о себе сведений, не соответствующих действительности, либо представления им ненадлежаще оформленных документов;

2) в случае отсутствия у претендента высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученой степени по юридической специальности;

3) в случае отсутствия у претендента двухлетнего стажа работы по юридической специальности или сведений о прохождении им стажировки в адвокатском образовании сроком не менее одного года;

4) в случае признания претендента недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5) при наличии у претендента непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

 

Практика работы квалификационной комиссии палаты адвокатов Нижегородской области, показала, что значительное число обращений с заявлениями о допуске к квалификационному экзамену поступает от лиц, которые добросовестно заблуждаются относительно соответствия требованиям ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Также у претендентов традиционно возникают сложности со сбором и подготовкой необходимых документов. Кроме того, проверка достоверности представляемых претендентом сведений, предусмотренная действующим законодательством, не всегда может быть осуществлена в отведенный для этого двухмесячный срок по причинам, не зависящим от квалификационной комиссии.

В случае, если по результатам сдачи квалификационного экзамена комиссия принимает решение о присвоении претенденту статуса адвоката, материалы его личного дела должны быть направлены в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области для внесения сведений об адвокате в реестр адвокатов Нижегородской области и оформления удостоверения адвокатов. По соглашению между палатой адвокатов Нижегородской области и Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области удостоверения адвоката вручаются лицам, приобретшим статус адвоката, в торжественной обстановке на заседании совета палаты адвокатов после принесения присяги.

В связи с этим, с целью оптимизации процесса допуска претендентов к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, оформления результатов квалификационных экзаменов, внесения сведений об адвокатах в региональный реестр и оформления удостоверений квалификационная комиссия палаты адвокатов Нижегородской области традиционно предлагает претендентам представлять, помимо названных выше документов:

автобиографию,

копию свидетельства о постановке на налоговый учет по месту жительства,

копии должностных инструкций или иных документов, подтверждающих необходимость наличия высшего юридического образования у лиц, назначаемых на должности, которые ранее занимал претендент и на которые он ссылается при указании стажа работы по юридической специальности,

копии документов, подтверждающих смену фамилии, имени, отчества (в случае, если производились соответствующие изменения),

фотографии (4 шт., размер – 3 * 4 см, цветные, матовые).

С этой же целью квалификационной комиссией палаты адвокатов Нижегородской области апробирован и показал свою эффективность следующий порядок работы с претендентами на присвоение статуса адвоката:

лицо, желающее обратиться с заявлением о присвоении статуса адвоката, проходит собеседование с президентом палаты адвокатов Нижегородской области. Цель собеседования: первоначальная проверка соответствия претендента установленным требованиям. В случае, если в процессе собеседования будет установлено, что претендент не соответствует требованиям ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ему дается консультация относительно порядка устранения выявленных несоответствий. Данное собеседование является целесообразным, так как позволяет экономить время как самого претендента, так и членов квалификационной комиссии;

после собеседования с президентом палаты адвокатов лицо, желающее обратиться с заявлением о присвоении статуса адвоката, получает бланки заявления, анкеты и автобиографии, а также консультации по сбору других документов, необходимых для представления в квалификационную комиссию, и порядку сдачи квалификационного экзамена. Помимо этого претендент знакомится с Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката и Перечнем вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена от лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката, утвержденными решениями совета Федеральной палаты адвокатов.

Помните! Консультация у специалистов палаты адвокатов о порядке сбора и заполнения документов, а также точное выполнение их рекомендация является необходимыми, так как сообщение претендентом сведений, не соответствующих действительности, либо представление ненадлежаще оформленных документов является основанием для отказа в допуске к квалификационному экзамену!

после сбора и подготовки необходимых документов лицо, желающее обратиться с заявлением о присвоении статуса адвоката, представляет их в квалификационную комиссию. Если документы собраны в полном объеме и оформлены надлежащим образом, претендент извещается о дате и времени заседания квалификационной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена;

присутствие претендента на заседании квалификационной комиссии при решении вопроса о допуске его к квалификационному экзамену является обязательным. Членам комиссии докладывается краткая информация о претенденте, подготовленная на основе представленных им документов, члены комиссии вправе задать претенденту вопросы, направленные на проверку соответствия его установленным требованиям (касающиеся учебного заведения, в котором получено высшее профессиональное образование, опыта работы и т. п.). Результатом заседания квалификационной комиссии является решение о допуске претендента к сдаче квалификационного экзамены либо мотивированное решение об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена. В случае отказа в допуске к квалификационному экзамену лицу по его просьбе выдается выписка из протокола заседания комиссии с мотивированным решением комиссии, которое может быть обжаловано в суд;

в случае принятия решения о допуске к сдаче квалификационного экзамена претендент извещается о дате сдачи квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен состоит из двух частей – компьютерного тестирования и устного собеседования.

Компьютерное тестирование проводится на компьютерах, установленных в помещении палаты адвокатов, и проводится в соответствии с расписанием, установленным квалификационной комиссией. Претенденту в течение 45 минут задается 50 вопросов, к каждому из них предлагается от 3 до 7 вариантов ответов. Для того, чтобы квалификационная комиссия приняла решение об успешном прохождении компьютерного тестирования, претендент должен правильно ответить на 30 и более вопросов.

Устное собеседование проводится по экзаменационным билетам, в каждый из которых включается не менее 4 вопросов из перечня, утвержденного советом Федеральной палаты адвокатов. Претендент выбирает экзаменационный билет и в пределах установленного комиссией времени готовится к ответу, при этом время, которое предоставляется претенденту на подготовку к ответу не может быть менее 45 минут.

Претендент, имеющий ученую степень по юридической специальности (кандидат или доктор юридических наук), освобождается от проверки знаний в ходе квалификационного экзамена по научной специальности его диссертационного исследования.

Экзамен проводится по всем вопросам билета даже в случае, если по какому-либо из них претендент показал недостаточную подготовленность. По усмотрению квалификационной комиссии ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах перечня вопросов, утвержденного советом Федеральной палаты адвокатов;

результаты экзамена объявляются претенденту председателем квалификационной комиссии в день его завершения;

при отрицательном результате экзамена, равно как при неявке на экзамен без уважительных причин, претендент вправе повторно обратиться с заявлением о сдаче экзамена не ранее чем через один год;

в случае принятия квалификационной комиссией решения о присвоении статуса адвоката, претендент приглашается на заседание совета палаты для принесения присяги и получения удостоверения адвоката. До принесения присяги претендент, успешно выдержавший квалификационный экзамен, должен прекратить все трудовые правоотношения, в которых он состоял на момент сдачи квалификационного экзамена