Телефон:
+7 (908) 590-52-56

Получить консультацию

Обратная сила закона.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

 

 

Полякова Валентина Эдуардовна, кандидат юридических наук, юрисконсульт ООО "ФБК Право".

 

Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени. При этом законодатель, реализуя свое право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. В настоящей статье постараемся разобраться, каким образом указанная специфика отношений учитывается в российском законодательстве и практике его применения.

 

Понятие обратной силы закона

 

Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").

Таким образом, под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов в силу.

Обратная сила закона является общеправовой категорией, используемой в различных отраслях права: гражданского (п. 2 ст. 4 ГК РФ), уголовного (п. 1 ст. 10 УК РФ), административного (п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ), трудового (ч. 3 ст. 12 ТК РФ), налогового (п. 2 ст. 5 НК РФ) и др.

 

Обратная сила актов, обладающих меньшей юридической силой

 

Отраслевое законодательство различно определяет круг нормативных актов, которым может быть придана обратная сила:

- одни законодательные акты предусматривают, что обратная сила может придаваться только законам (п. 2 ст. 4 ГК РФ, п. 1 ст. 10 УК РФ, п. 1 ст. 54 Конституции РФ). На практике суды, как правило, придерживаются буквального толкования соответствующих норм, признается недопустимым придание обратной силы актам, обладающим меньшей юридической силой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.10.2012 по делу N А43-604/2012, Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2015 N 44-АПГ15-4). Надо сказать, что в судебной практике встречается и обратная позиция (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2015 N Ф09-5128/15 по делу N А47-986/2014). Однако первая точка зрения является преобладающей;

- другие законодательные акты допускают придание обратной силы не только законам, но и иным правовым актам (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ч. 4 ст. 5 НК РФ, ч. 2 ст. 6 ЖК РФ). В таких случаях судебная практика признает ретроактивное действие соответствующих норм (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор", Постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 N 2265/12 по делу N А33-12900/2011, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 N 07АП-2349/2015 по делу N А45-25007/2014).

 

Условия, исключающие применение обратной силы закона

 

Могут быть выделены две группы условий, исключающих применение обратной силы закона:

Принятие нормативного акта, устанавливающего или отягчающего ответственность. Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Указанные положения конкретизируются в отраслевом законодательстве. В частности, не имеют обратной силы:

- акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ч. 2 ст. 5 НК РФ);

- закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ);

- уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица (ч. 1 ст. 10 УК РФ).

Принятие нормативного акта, нарушающего баланс конституционно защищаемых ценностей. Как отметил Конституционный Суд РФ, обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон. В случае нарушения принципа соразмерности интересов общества, т.е. баланса конституционно защищаемых ценностей, законодательный акт в части придания ему обратной силы может быть признан недействующим (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2016 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е.В. Потоцкого", Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31.03.2016 N 45-АПГ16-1).

 

Случаи применения обратной силы закона

 

Анализ законодательства позволяет выделить две группы случаев применения обратной силы закона:

Применение обратной силы закона на основании общих норм Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Эта норма Конституции имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) и применяется, даже если в тексте закона не содержится специального указания о таком действии либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу отсутствует подобная норма.

Приведенная норма конкретизируются в отраслевом законодательстве. В частности, имеют обратную силу:

- акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей (ч. 3 ст. 5 НК РФ);

- закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ);

- уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление (ч. 1 ст. 10 УК РФ).

Применение обратной силы на основании специальных норм (специального указания на это в нормативном акте). Рядом законодательных актов предусмотрена возможность распространения обратной силы закона только в том случае, если на то есть специальное указание в самом правовом акте или законе о введении его в действие, а именно имеют обратную силу, только если прямо предусматривают это:

- акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, если прямо предусматривают это (ч. 4 ст. 5 НК РФ);

- акты гражданского законодательства (абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ, п. 2 ст. 422 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2016 N Ф06-2773/2013 по делу N А57-5135/2011 (Определением Верховного Суда РФ от 23.03.2017 N 306-ЭС16-14367 отказано в передаче дела для пересмотра данного Постановления));

- акты, содержащие нормы трудового права (абз. 4 ст. 12 ТК РФ).

Проведенный анализ позволяет заключить, что в российском законодательстве и практике его применения придание обратной силы закону рассматривается в качестве исключения из общего правила действия закона во времени. Возможность применения такого исключения подчинена определенным условиям: недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица либо нарушающему принцип соразмерности интересов общества; недопустимости придания в ряде случаев обратной силы актам меньшей юридической силы и др. Нарушение этих условий может повлечь признание правового акта в части придания ему обратной силы недействующим.