Телефон:
+7 (908) 590-52-56

Получить консультацию

С тех, кто надоедает звонками по телефону, можно взыскать деньги!

С тех, кто надоедает звонками по телефону, можно взыскать деньги!

Мобильный телефон для нас стал неотъемлемой частью жизни – именно через него сейчас проходит большинство всех наших контактов с внешним миром.

Номер мобильного телефона принадлежит конкретному человеку, поэтому каждое сообщение, каждый звонок, которые поступают на этот номер, адресованы лично его владельцу и никому более. Поэтому когда на телефон названивают неизвестные с назойливыми рекламными предложениями, а уж тем более, например, с различными угрозами по поводу непогашенного кредита – это является прямым вторжением в личное пространство и наносит вред спокойствию человека.

До недавнего времени борьба с телефонным спамом велась исключительно в рамках административного законодательства: при выявлении факта рассылки рекламных сообщений без согласия гражданина на компанию накладывается серьезный штраф – от 100 до 500 тысяч рублей.

Переговоры коллекторов с должниками также были введены в законодательное русло: установлены четкие рамки по звонкам на мобильный телефон, по содержанию разговоров и т.д.

Если коллектор выходит за пределы дозволенного, на него можно пожаловаться судебному приставу, и тот имеет право наложить официальные санкции.

Таким образом, государство получает в свой доход штраф, а вот как быть с тем, что человеку был причинен моральный вред подобными звонками и смс-сообщениями?

Этот вопрос долгое время оставался нерешенным. Судебная практика о компенсации морального вреда складывалась лишь по тем случаям, когда нарушались правила обращения с персональными данными: гражданину названивали коллекторы, незаконно получив его номер телефона от банка.

Суды проверяли, была ли соблюдена установленная законом процедура передачи банком персональных данных должника коллекторскому агентству (предусматривалось ли это кредитным договором, в каких рамках и т.п.).

Номер мобильного телефона относился судами к числу персональных данных человека. Поэтому, если выяснялось малейшее нарушение в хранении и распространении номера мобильного телефона, с банка взыскивалась компенсация морального вреда в пользу гражданина.

Но 27 февраля этого года Верховный суд вынес показательное решение, которое теперь существенно меняет всю практику по компенсации морального вреда за нежелательные звонки на мобильный телефон и смс-сообщения.

Суть была вот в чем: гражданину присылали уведомления от коллекторского агентства с требованиями вернуть кредит, которые сопровождались характерными угрозами.

После долгих разбирательств выяснилось, что его телефон ошибочно попал к коллекторам и никакого кредита банку он никогда не был должен.

Однако суды отказали ему в компенсации морального вреда, не найдя здесь нарушений в правилах обращения с персональными данными: произошла ошибка в цифрах номера, в результате чего звонили не истинному должнику, а совершенно постороннему лицу.

Когда жалоба дошла до Верховного суда, он не согласился с отказами всех нижестоящих инстанций и признал, что необоснованные, навязчивые звонки, а также смс-сообщения являются вмешательством в частную жизнь гражданина, и дело здесь совсем не в правилах обращения с персональными данными.

Конституция тщательно охраняет право граждан на частную жизнь, а следовательно, они имеют право получить защиту в случае нарушения этого права.

Таким образом, все ненужные гражданину телефонные звонки и сообщения теперь трактуются как нарушение неприкосновенности частной жизни.

А это означает, что он может взыскать с нарушителя компенсацию морального вреда в свою пользу.

Это очень важный прецедент, который позволит теперь взыскать с обидчиков не только штраф в доход бюджета, но и деньги непосредственно в пользу пострадавшего.

© Сивакова И. В., 2018 г.