Заслуженный адвокат Союза адвокатов России

Телефон:
+7(908)590-52-56

График работы:
ПН-ПТс 9-00 до 19-00

Минтруд обновил обзор практики назначения чиновникам наказаний за коррупционные нарушения

Минтруд обновил обзор практики назначения чиновникам наказаний за коррупционные нарушения

В документе привели типовую схему, по которой привлекают к ответственности в упрощенном порядке — без проведения проверки. Скорректировали перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также значительных, малозначительных и несущественных проступков. Есть и другие новшества.

Напомним, предыдущую версию обзора выпустили в 2016 году.

Что уточнили в общих правилах назначения взысканий

По закону наказание выносят по результатам антикоррупционной проверки. Рекомендация комиссии по конфликту интересов нужна не всегда. Минтруд отметил, что обычно ее привлекают при сложных вопросах, которые надо коллегиально обсудить.

Закон разрешает назначать наказание без проверки только тогда, когда служащий согласился на такой упрощенный порядок, признал нарушение и дал письменные объяснения. В обзоре привели примерный алгоритм действий нанимателя для выполнения этой процедуры. Например, чтобы ее начать, служащему направляют запрос или проводят с ним беседу. По упрощенной схеме нельзя наказывать увольнением.

Взыскания можно применять только в период службы, в т.ч. после того, как сотрудник подал заявление об увольнении по собственному желанию. После расторжения контракта наказывать нельзя, даже если в дальнейшем он вновь устроится в тот же госорган.

Аналогично не взыскивают за коррупционные нарушения, которые сотрудник совершил до поступления на службу. По закону в этом случае с претендентом не заключают контракт. Если его все же назначили на должность, то увольнять надо из-за нарушения правил заключения контракта. Ведомство сослалось на решение КС РФ, о котором мы рассказывали ранее.

Какие новшества предусмотрели в правилах освобождения от ответственности

Уточнили, что проступки, которые служащий совершил по не зависящим от него обстоятельствам, все равно считают коррупционными нарушениями. К таким ситуациям ведомство дополнительно отнесло эпидемии, запреты и ограничения, вводимые государствами, и др. Уважительна ли причина нарушения, рекомендовали определять комиссионно.

В подобных обстоятельствах взыскание не применяют. Однако это не освобождает служащего от антикоррупционных обязанностей. Сотрудник должен их исполнить после того, как препятствия исчезнут. Обычно ему дают 1 месяц с даты, когда появилась возможность.

Сходными ситуациями назвали болезнь служащего и бракоразводный процесс, если они не позволяют подать сведения о доходах.

Что изменили в перечне смягчающих и отягчающих обстоятельств

К смягчающим дополнительно отнесли такие обстоятельства:

  • взыскание за предыдущее коррупционное нарушение уже снято, или истек срок его применения;
  • чиновник прекратил совершать проступок или устранил его последствия;
  • сотрудник хорошо выполнил особо важное и сложное задание либо имеет государственные награды и поощрения. Эти заслуги учитывают, только если есть и другие смягчающие обстоятельства.

В расчет не берут обстоятельства, которые не влияют на возможность выполнить антикоррупционные правила. Пример: трудная жизненная ситуация у служащего.

К отягчающим добавили следующие обстоятельства:

  • сотрудник совершил одно коррупционное нарушение, чтобы скрыть другое;
  • его проступок привел к материальному ущербу или существенному нарушению прав других лиц;
  • он продолжил противоправные действия, несмотря на требование должностного лица их прекратить.

Новый перечень не позволяет учитывать как отягчающее обстоятельство иные нарушения, которые не зафиксировали, например, в рамках предыдущих декларационных кампаний.

Как скорректировали список значительных проступков, при которых сотрудника увольняют

В перечне появились такие ситуации:

  • служащий скрыл факт покупки цифровых финансовых активов или цифровой валюты либо занизил их стоимость и источник оплаты объяснить не смог;
  • утаил недвижимость, полученную в пользование от организации, в отношении которой выполняет функции госуправления;
  • не сообщил о дарении имущества, приобретенного в отчетном периоде. Причем он не указал информацию о покупке в разд. 2 справки (если должен был);
  • не принял достаточных мер при конфликте интересов, который привел или мог привести к нарушению охраняемых законом прав других лиц.

Ведомство указало примеры конфликта интересов, которые уже рассматривало в отдельных обзорах по подобным проступкам.

Что обновили в примерах малозначительных нарушений

Увеличили суммы, в пределах которых искажение считают малозначительным проступком. Так, по поступлениям от вкладов в банках и от творческой деятельности порог теперь составляет 10% общих доходов служащего за последний год и не более 100 тыс. руб. Ранее лимит был всего 10 тыс. руб.

К малозначительным дополнительно отнесли такие нарушения:

  • служащий не уведомил нанимателя о том, что на официальном мероприятии получил подарок стоимостью от 3 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • сообщил о возможном конфликте интересов несвоевременно, но до того, как инициировали антикоррупционную проверку. Причем сотрудник не пытался получить выгоду;
  • не указал собственное имущество, хотя ранее отражал его в справках (если в нарушении нет коррупционных рисков);
  • не включил в справку доход от продажи транспорта по трейд-ин, однако данные о новой машине указал;
  • не получил от нанимателя разрешение на безвозмездное участие в управлении некоммерческой организацией;
  • нарушил запрет на покупку иностранных финансовых инструментов, если ошибочно считал их отечественными. Причем рыночная стоимость таких активов не превысила 10% дохода служащего за последний год и служащий в короткий срок продал их или перестал владеть и пользоваться по иным причинам.

Из перечня исключили ситуацию, когда служащий повторно совершает несущественный проступок.

Что поправили в перечне несущественных нарушений

Повысили суммы, в пределах которых искажение считают несущественным проступком. Так, для отклонения полученных доходов от итоговой суммы разд. 1 справки порог увеличили с 10 тыс. до 50 тыс. руб.

Если не отражен счет без оборотов в отчетном периоде, несущественным теперь признают остаток на нем в сумме не выше 10% дохода служащего за последний год и не более 50 тыс. руб. Ранее лимит составлял всего 1 тыс. руб.

В список несущественных добавили такие проступки:

  • служащий отразил доход не в той строке справки (если он не скрывал иное коррупционное нарушение);
  • рассчитал проценты от вклада в иностранной валюте по курсу не на дату получения дохода, а на отчетную дату;
  • не указал поступления от органов власти в виде соцподдержки (если нет коррупционных рисков);
  • не отразил материнский капитал, который направил на погашение ипотеки;
  • учел в доходах заем от физлица (если это не повлияло на обязанность заполнять разд. 2 справки);
  • не сообщил сведения о счете, который он использует только для погашения кредита. Причем сотрудник отразил этот долг как срочное финансовое обязательство;
  • не привел данные о счете, на который поступали деньги, однако показал данные суммы в доходах или срочных финансовых обязательствах;
  • забыл уведомить нанимателя о возможном конфликте интересов, если сам принял достаточные меры по его урегулированию;
  • не сообщил госоргану о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, однако отразил доход от такого занятия в разд. 1 справки и не допускал других коррупционных нарушений;
  • не уведомил нанимателя о подарке стоимостью не более 3 000 руб. (если в нем нет драгоценных металлов или камней).
Документ



Минтруд обновил обзор практики назначения чиновникам наказаний за коррупционные нарушения
© КонсультантПлюс, 1997-2022




    Посмотреть на карте Улан-Удэ