Заслуженный адвокат Союза адвокатов России

Телефон:
+7(908)590-52-56

График работы:
ПН-ПТс 9-00 до 19-00

Нормы об уплате взносов на капремонт для многосекционных МКД будут переписаны, новые правила будут иметь обратную силу

Нормы об уплате взносов на капремонт для многосекционных МКД будут переписаны, новые правила будут иметь обратную силу

19 июля 2022

Конституционный Суд РФ разбирался с "заковыристой" нормой (ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса и регионального "капремонтного" закона) о моменте, с которого собственник помещения в МКД начинает платить взносы на капремонт – если такой МКД вводился в эксплуатацию не сразу и целиком, а посекционно (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля 2022 г. № 30-П).

Напомним, что обязанность уплачивать взносы зависит от даты, когда дом-новостройка попадает в региональную программу капремонта (оказаться в программе дом может очень быстро, буквально через пару месяцев, – это зависит от оперативности работы чиновников). Между этой датой и датой выставления первой платежки проходит некоторый срок, устанавливаемый регионом (КС РФ назвал его отсрочкой исполнения обязанности по уплате взносов на капремонт): не более пяти лет, но в ряде субъектов РФ он значительно меньше, например, в Подмосковье он составляет всего полгода.

В ситуации, когда дом весь в один день сдается в эксплуатацию и попадает в региональную программу, вопросов к процедуре не возникает. Но в ряде случаев МКД сдается не сразу, а по частям – по секциям. Разница между датами сдачи секции может быть значительной (а если застройщик сдал первую секцию и "ушел" в банкротство – срок сдачи второй секции может затянуться на много лет). При этом непонятно (даже Конституционному Суду РФ), как же в таком случае должны уплачивать взносы на капремонт собственники квартир второй секции МКД, тем более учитывая, что МКД является юридической фикцией?

Судебная практика по этому вопросу не единообразна:

  • ряд судов (в том числе Верховный Суд РФ) полагают, что, поскольку дом является единым целым и капремонту подлежит весь, то собственники второй и всех следующих секций начинают платить взносы в тот же момент, который установлен для первой секции. Если в момент сдачи второй секции собственники из первой уже платят взносы на капремонт, – то и новоселы должны (определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 18 сентября 2019 г. № 59-АПА19-4 и от 9 октября 2019 г. № 70-АПА19-4),
  • а некоторые суды полагают, что каждая отдельно введенная секция МКД подлежит самостоятельной и автономной эксплуатации по целевому назначению аналогично целому дом. Поэтому к правоотношениям по уплате взносов в каждой такой секции подлежит применению обычный порядок. А то, что в законодательстве эта ситуация отдельно не урегулирована, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов. В противоположном же случае, – то есть когда взносы начисляются всем собственникам помещений в доме независимо от даты создания его секций, – права собственников помещений в таких домах ущемляются по сравнению с приобретателями квартир в домах, вводимых в эксплуатацию одним этапом, а это недопустимо, так как не отвечает конституционному принципу равенства (определения Восьмого КСОЮ от 27 января 2022 г. № 88-2287/2022 и Пятого КСОЮ от 2 марта 2020 г. № 88-1721/2020).

Помимо неединообразной судебной практики, не урегулированы и многочисленные вопросы, связанные с организацией самого капремонта многосекционных домов. Будут ли одновременно капремонтироваться все секции МКД, если они введены в эксплуатацию со значительным временным разрывом? Каковы юридические последствия того, что региональная программа капремонта не актуализируется в назначенный срок, и новая секция МКД в ней не отражена (в этом случае взносы платят только собственники из внесенных в программу старых секций, и тогда уже их положение оказывается хуже, чем у новоселов из новых секций)?

Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам:

  • оба указанных подхода сами по себе не вступают в противоречие с Конституцией РФ,
  • однако оспариваемые в настоящем деле нормы порождают противоречивую правоприменительную практику, не позволяя гражданам в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей;
  • это говорит о неопределенности ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и оспариваемой нормы регионального закона, которая может вести к их произвольному применению, что противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости, поскольку без соблюдения общеправового критерия ясности и недвусмысленности нормы – вытекающего из закрепленных в ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 4 и ст. 19 Конституции РФ принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства – невозможно ее единообразное понимание и применение. В силу этой неопределенности спорные нормы являются противоречащими Конституции РФ;
  • данная неопределенность касается вопроса о моменте возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в секции МКД, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта и сведения о которой отражены в ней при ее актуализации, притом что дом включен в региональную программу ранее, исходя из даты ввода в эксплуатацию другой его секции;
  • поэтому федеральному законодателю надлежит принять меры к устранению неопределенности нормативного содержания ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ в вопросе о том, с какого момента возникает обязанность по уплате взносов на капремонт у собственников помещений в секции МКД, введенной в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта либо ее актуализации, притом что дом включен в нее ранее исходя из даты ввода в эксплуатацию другой его секции;
  • как именно будет переписана ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, – это дело законодателя. КС РФ воздержался от каких-либо советов (однако новая норма должна учесть правовые позиции КС РФ);
  • вместе с тем КС указал следующее по поводу поправок в ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ:
  1. если поправки будут предполагать, что какие-то из собственников МКД должны получить отсрочку от уплаты взносов на капремонт, но в настоящий момент такие собственники уже платят, то для таких собственников, после вступления поправок в силу, уплата взносов должна быть приостановлена на срок введенной отсрочки;
  2. такие поправки в ЖК РФ должны иметь обратную силу, чтобы применить их, как минимум, с 12 июля 2022 года;
  3. дело заявителя должно быть пересмотрено, но лишь после поправок в ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и с учетом этих поправок;
  4. до внесения поправок в ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ Постановление № 30-П не может быть основанием для того, чтобы обязанность по уплате взносов на капремонт у собственников помещений в новой секции МКД в принципе не возникала, либо без решения уполномоченного органа или суда прекращалась (приостанавливалась).
 

Теги: ЖКХ, правоприменение, судебная практика, ВС РФ, КС РФ

Источник: Система ГАРАНТ




    Посмотреть на карте Улан-Удэ