Адвокат Соков Андрей Владимирович

Телефон:
+7(908)590-52-56

Рассмотрение обращений о пересмотре судебных решений в связи с новыми обстоятельствами.

РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

В СВЯЗИ С НОВЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ

 

 

Никифоров Сергей Анатольевич, заместитель прокурора Рязанской области.

 

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с порядком рассмотрения в органах прокуратуры обращений о пересмотре судебных решений по уголовным делам в связи с новыми обстоятельствами.

 

Ключевые слова: новые обстоятельства; пересмотр судебных решений; порядок рассмотрения обращений.

 

 

В соответствии с п. 32 Приказа Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 обращения, содержащие достаточные данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, указанных в п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК РФ, предписано рассматривать должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

По результатам рассмотрения в предусмотренных законом случаях следует выносить постановление о возбуждении производства ввиду иных новых обстоятельств и направлять соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств.

Поступившие из следственного органа материалы расследования надлежит рассматривать должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

При отсутствии оснований для возобновления производства по уголовному делу выносить постановление о прекращении возбужденного производства.

При наличии таких оснований предписывается составлять заключение о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств, которое с материалами расследования направлять в суд, участвовать в судебном заседании.

Этот пункт приказа, по сути, является специальной нормой, регламентирующей работу органов прокуратуры при рассмотрении обращений о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений в связи с иными новыми обстоятельствами.

Особенность этой нормы в том, что она предписывает обращения, содержащие достаточные данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, указанных в п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК, рассматривать должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

Подобное нормативное установление Генерального прокурора следует из особенностей процессуального порядка рассмотрения сообщений о наличии новых обстоятельств при пересмотре судебных решений, вступивших в законную силу. Этот порядок предусматривает расследование новых обстоятельств следственным органом с производством следственных и иных процессуальных действий. Поэтому вполне логично, что надзор за деятельностью органов предварительного следствия, производящих расследование новых обстоятельств, возлагается на должностных лиц органов прокуратуры, осуществляющих надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

В то же время в практической деятельности органов прокуратуры возникают определенные сложности с применением указанной нормы. Они обусловлены прежде всего определением достаточности данных (сведений), содержащихся в конкретном обращении, которые свидетельствовали бы о необходимости применения процессуального порядка проверки такого обращения в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 415 УПК.

Не будет большим открытием утверждение о том, что в обращениях, поступающих в органы прокуратуры с постановкой вопроса о пересмотре судебных решений, вступивших в законную силу, нередко есть ссылка заявителей на то, что сведения, содержащиеся в обращении, как раз и являются основаниями для отмены судебного решения и возобновления производства по уголовному делу в связи с новыми обстоятельствами.

Однако в подавляющем большинстве случаев никаких иных сведений, которые бы свидетельствовали о наличии новых обстоятельств, требующих в связи с этим пересмотра уголовного дела, помимо утверждений об этом самих заявителей, в обращениях не содержится. Поскольку речь в таких обращениях фактически ведется о различных нарушениях, которые были допущены при судебном рассмотрении уголовных дел и связаны с обстоятельствами, известными суду на момент рассмотрения уголовного дела, то и рассматриваться такие обращения должны на предмет возможности пересмотра судебного решения в кассационном или надзорном порядке.

В связи с этим представляется неправильной практика, при которой рассмотрение обращений, содержащих требования о пересмотре судебных решений в связи с новыми обстоятельствами, поручается лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, только по формальному основанию - утверждению об этом самих заявителей.

Полагаем, что первоначальное рассмотрение в прокуратуре субъекта Федерации любого обращения, в котором ставится вопрос об обжаловании судебного решения по уголовному делу в связи с иными новыми обстоятельствами, должно производиться уголовно-судебным подразделением. Его работники, в соответствии с предоставленной им компетенцией, имеют возможность объективно определить, есть ли в обращении достаточные данные, свидетельствующие о наличии иных новых обстоятельств, являющихся основанием для отмены судебного решения по уголовному делу и возобновления по нему производства. Только при установлении достаточности таких данных возникают основания для передачи обращения для дальнейшего рассмотрения в подразделение или должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов следствия в соответствии с требованиями п. 32 Приказа Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465.

В прокуратуре Рязанской области в целях надлежащего исполнения требований п. 32 Приказа разработан следующий алгоритм взаимодействия структурных подразделений прокуратуры области и прокуроров районного уровня.

Уголовно-судебному управлению при рассмотрении жалоб на вступившие в законную силу судебные решения, в случае выявления обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК, путем подачи мотивированного рапорта на имя курирующего заместителя прокурора области предписано передавать такие жалобы для дальнейшего рассмотрения в управление по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью и другим должностным лицам прокуратуры области, осуществляющим надзор запроцессуальной деятельностью органов следствия. По результатам рассмотрения жалоб указанному подразделению и должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов следствия, необходимо ставить вопрос об их направлении прокурорам районного уровня для проведения проверок и принятия решений в соответствии со ст. 415 УПК.

В случае принятия решения об отказе в возбуждении производства или о прекращении возбужденного производства в соответствии с ч. 2 ст. 417 УПК прокуроры районного уровня обязаны сообщать об этом в подразделение или должностному лицу, подготовившему поручение, а те, в свою очередь, обязаны информировать о принятых решениях уголовно-судебное управление. Кроме того, прокурорам районов предписано по окончании расследования и при наличии оснований возобновления производства по уголовному делу готовить соответствующее заключение и направлять его в районный суд в случае обжалования приговора и постановления мирового судьи. В случае обжалования решений по уголовным делам иных судов прокуроры районов готовят проекты заключений, которые направляются в прокуратуру области.

Этот алгоритм закреплен в приказе прокурора области, регламентирующем вопросы участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 64-ФЗ в перечень новых обстоятельств (ч. 4 ст. 413 УПК) добавлено новое обстоятельство - наступление в период рассмотрения уголовного дела судом или после вынесения судебного решения новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления (п. 2.1 ч. 4 ст. 413 УПК). Этим же законом внесены изменения и в ч. 4 ст. 415 УПК, текст которой изложен в следующей редакции: если в сообщении имеется ссылка на наличие обстоятельств, указанных в п. п. 2.1 и 3 ч. 4 ст. 413 УПК, то прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств и направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. При расследовании новых обстоятельств могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, установленном УПК.

Полагаем, что в связи с изменениями уголовно-процессуального законодательства есть основания и для изменения положений п. 32 Приказа Генерального прокурора РФ N 465.