Заслуженный адвокат Союза адвокатов России


Телефон:
+7(908)590-52-56

График работы:
ПН-ПТс 9-00 до 19-00

Искусствоведческая экспертиза

Искусствоведческая экспертиза

 

    Памятники истории и культуры - это важная часть духовного наследия народа, которые должны служить целям развития науки, образования и культуры, формированию чувства патриотизма и эстетическому воспитанию. К таким достопримечательностям относятся и многие из произведений искусства как творческое отражение действительности в художественных образах. Некоторые из них даже считаются историко-культурными ценностями, имеют особый статус и охраняются государством. Словосочетание "изделие искусства" - термин не юридический, его определение в законодательных актах нет. В контексте нормативных актов об авторском праве изделием литературы или искусства признается любое произведение, независимо от его стоимости и назначения, способа выражения, но выражение должно иметь объективную форму. К произведений искусства относят и некоторые другие виды человеческого творчества, например компьютерные игры, которые с 2011 г.. Официально признаны в США отдельным видом искусства.

     Общепризнанным назначением художественных произведений выступает обеспечение эстетических потребностей человека. Такие потребности в каждой личности разные, оцениваются каждым человеком по-разному, в то же время, существуют и общепризнанные подходы к определению художественных ценностей. Художественные изделия, благодаря высокому и устойчивому а также растущему спросу на них как в нашей стране, так и за ее пределами, довольно часто становятся объектами неправомерных посягательств, а следовательно, и объектами уголовных производств или гражданских споров. Полное и объективное расследование преступления или правильное и справедливое решение гражданского иска требует использования специальных знаний, которые применяются в рамках судебной искусствоведческой экспертизы для решения конкретных вопросов, связанных с установлением подлинности произведения, его идентификации, принадлежности определенному автору, с художественными подделками.

    Искусствоведческая экспертиза - это самостоятельный класс экспертиз, поскольку для ее проведения нужны специальные знания в такой самостоятельной научной отрасли как искусствоведение. Этот класс судебных экспертиз имеет свои предмет, объекты и собственные методы исследования. Родами судебно-искусствоведческой экспертизы: экспертиза произведений живописи; экспертиза произведений графики; экспертиза произведений скульптуры; экспертиза художественных фотоснимков; экспертиза кинофильмов и видео; экспертиза художественных произведений народных промыслов; экспертиза антикварных изделий; экспертиза особо ценных музыкальных инструментов; экспертиза литературных произведений; экспертиза музыкальных произведений.

Целью искусствоведческой экспертизы являются:

 

  1. - Установление культурно-исторической ценности объекта искусства;
  2. - Классификация объекта - к какому виду искусства или ремесла он относится - начиная с глобальных различий типа: картина или оружие и заканчивая подробной классификации по жанру, эпохой, местом изготовления, принадлежности к определенной или иной художественной школы и т.д.;
  3.  - Определение материалов, из которых изготовлено объект искусства;
  4. - Определение состояния объекта, его сохранности, наличия или отсутствия дефектов, повреждений и их характера;
  5. - Определение времени изготовления объекта - от эпохи к конкретному года;
  6. - Установление авторства. Данный вопрос относится в двух случаях: когда автор неизвестен и его необходимо идентифицировать; когда автор известен вероятно и необходимо установить, действительно ли объект выполнен ним;
  7. - Определение художественно-эстетической цели изготовления.
  8. - Определение степени уникальности объекта.
  9. - Определение оригинальности объекта - является ли он оригиналом или копией другого изделия;
  10. - Установление наличия переделок или выполненных реставрационных работ.
  11. - Определение стоимости объекта на определенное время.
  12. - Установление подлинности объекта.
  13. - Определение принадлежности (непринадлежности) объекта к порнографической или эротической продукции.

 

         Предметом искусствоведческой экспертизы являются фактические данные, имеющие значение для уголовного производства или гражданского дела и связанные с установлением культурной, историко-культурной ценности и материальной стоимости художественного произведения, соответствия его содержания и идейного направления установленным нормам общественной морали. Данная экспертиза осуществляется на основе специальных знаний в области искусствоведения и культурологии.

            Объектами искусствоведческого исследования являются произведения изобразительного (живопись, скульптура, графика) и декоративно-прикладного (профессионального и народного) искусства, кино- и видеопродукция, фотоматериалы и тому подобное. Такие произведения могут быть выполнены из различных материалов, а также зафиксированы на любых носителях (бумажных, магнитных и фильмах, электронных и т.д.). Это могут быть, например, экслибрисы, монументальные памятники культуры (архитектурные ансамбли и отдельные здания, росписи), предметы одежды, исторический текстиль, гано- и видеофильмы, фотоснимки отдельные или их тематически связанные серии, фонограммы музыкальных или песенных произведений и их нотные записи и тому подобное. Итак, объектами данного класса экспертных исследований являются предметы материального мира, которые, вероятно, имеют художественную, историческую или культурную ценность.

       Основанием для классификации объектов искусствоведческой экспертизы необходимо считать сферу искусствоведения - отрасли научного знания, специфической для этого направления экспертных исследований. Для искусствоведения традиционным является деление искусства на виды в зависимости от способа материального воплощения содержания - слова, звука, изображения или их комбинации. Если рассматривать объекты судебной искусствоведческой экспертизы как материальные носители информации, то способ материального воплощения содержания может быть выбран в качестве основания для их классификации, поскольку именно он определяет материальные характеристики каждой группы и соответствующий им метод исследования.

        Не всякий объект искусствоведческой экспертизы является произведением искусства или имеет художественную, культурную или историческую ценность, однако все они являются продуктами человеческой деятельности, предназначенные для воздействия на наблюдателя через восприятие, и в каждом из них содержание, замысел воплощается именно одним из перечисленных способов .

          В зависимости от способа материального воплощения содержания объекты искусствоведческой экспертизы можно разделить на изобразительные, музыкальные и литературные произведения. В случае исследования как объекта экспертизы образцов песенного творчества могут изучаться отдельно музыкальная, литературная составляющая и их сочетание в одном произведении искусства. Отдельные подходы нужны в экспертного исследования таких специфических объектов искусствоведческой экспертизы, как кинофильмы. В них сочетаются литературный смысл, режиссура, игра актеров, музыка, песенная часть и тому подобное. Дальнейшая классификация объектов искусствоведческой экспертизы возможна по материалам, которые применялись для их изготовления, и материалами носителей. Так, среди изобразительных произведений выделяются плоские изображения (графика и живопись), скульптура, архитектура и декоративно-прикладные изделия. Музыкальные произведения, в зависимости от средств фиксации музыки, можно разделить на произведения в нотной записи и на различных аудионосителя: пластинках, аудио- пленках, лазерных дисках и т. Литературные произведения делятся на восковые или глиняные таблички, свитки, пергаменты, сшитые книги (печатные или рукописные), электронные тексты и тому подобное. Искусствоведение предусматривает и другие виды разделения произведений искусства. Например, жанровое: в зависимости от формальных и содержательных особенностей в живописи выделяют портрет, пейзаж, натюрморт и др; в литературе - прозу, в том числе роман, рассказы, эссе и т.д., и поэзию; в музыке - классическую, народную, духовную, джаз и т.

    В основе разделения произведений искусства может также быть стиль, что приводит тип культурной целостности. Среди стилей выделяют академизм, барокко, импрессионизм, кубизм, сюрреализм и т.д., и с этой точки зрения музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства эпохи барокко имеют между собой гораздо больше сходных черт, чем, например две вазы, одна из которых изготовлена в классическом стиле, а другая - в стиле модерн. Произведения искусства можно дифференцировать по времени и месту их создания: искусство Древнего Египта, Древней Греции, западноевропейское средневековое искусство и тому подобное. Такие классификации объектов искусствоведческой экспертизы имеют существенное значение при выборе экспертом методов и методик исследования, а также при оценке квалификации самого эксперта. Соотнесения предоставленного на экспертизу объекта с тем или иным стилем, жанром, историческим периодом и территорией является частью искусствоведческого исследования.

     Характеризуя объекты судебной искусствоведческой экспертизы, необходимо отметить одно довольно проблемный вопрос, который возникает в практике проведения этого вида экспертиз: можно провести исследования по документам, фотографиями и описанием предмета, который, вероятно, составляет художественную, культурную или историческую ценность при отсутствии самого предмета? Юридических запретов для этого нет, вместе с тем возможности эксперта при выполнении такого исследования значительно уменьшаются. Например, для определения времени и места изготовления живописного полотна необходимо проведение химического анализа использованных красок, а при наличии только фотографий или описаний картины такой анализ невозможен. Кроме того любой описание может быть неполным или нечетким, дополненным личным восприятием художественного произведения автором описание, а фотографическое изображение - искажать представление об объекте из-за неточности цветопередачи, угол съемки, освещения предмета и другие факторы. Фактически в таком случае эксперт исследует не тот объект, о котором ему задают вопросы. Так, в случаях проведения искусствоведческой экспертизы определенного произведения искусства по документам эксперт вместо фактического объекта исследования - картины как визуального изображения, анализирует текст описания этой картины, вместо скульптуры, то есть объемного изображения - ее фотографию, то есть плоское изображение. Такие особенности необходимо учитывать, предоставляя оценку заключения эксперта, а самому эксперту необходимо каждый раз ссылаться на представленные документы и подчеркивать, что вывод сделан только на основании информации, в них содержится.

   Качество вывода искусствоведческой экспертизы и возможность использования его в качестве источника доказательства в уголовном производстве или средства доказывания по гражданскому делу зависит не только от фактических данных, квалификации эксперта и объектов, предоставленные на исследование, но и от вопросов, сформулированных лицом, назначила экспертизу . Проводя исследования, эксперт в первую очередь ориентируется именно на эти вопросы, поскольку ответы в его заключения напрямую зависят от формулировки вопросов. С учетом этого обстоятельства для большинства классических экспертиз были разработаны методические рекомендации по формулированию вопросов, с приблизительным перечнем. Но такие рекомендации можно рассматривать лишь как ориентир, а постановка конкретных вопросов и их формулировки зависят от конкретных задач следственной или судебной практики. Судебная искусствоведческая экспертиза еще находится в процессе становления, поэтому унифицированного перечня вопросов для нее до сих пор не разработано.

       Задача судебно-искусствоведческой экспертизы разнообразны и зависят от объекта исследования, отрасли, в которой проводится эксперты по, содержания и особенностей гражданского дела или уголовного производства, в рамках которых она проводится, и других факторов. Так же, как и в других классах экспертиз, при назначении и проведении судебно-искусствоведческой экспертизы решаются идентификационные (атрибутивные), диагностические и классификационные (типологические) задачи.

    К идентификационных относят: задачи, связанные с отождествлением исследуемого объекта с конкретным произведением искусства; установление принадлежности предоставленных на исследование фрагментов произведения к конкретному произведению; воспроизведения конкретного произведения по предоставленным фрагментом с использованием данных о его внешнем виде (фотографий, документальных описаний и т.п.). Идентификационные (атрибутивные) исследования решают вопрос об идентификации конкретного произведения и установление его автора. К примеру:

1) Есть ли предоставлен на исследования художественное произведение "Портрет сестры Анны младшей", бумага, пастель, 62 х 80 см, авторской работой художника И. П. Светлицкого?

2) Есть ли использовались содержанию элементы предоставленных на исследование художественных произведений для изготовления открыток, изданных компанией «Завещание»?

3) Кто является автором предоставленного на исследование подписанного художественного произведения "Оттепель", картон, масло, 42 х 60 см?

 

    При атрибуции произведений и установлении их культурной ценности проведения исследования предполагает сначала их детальный визуальный осмотр и описание. Документируется состояние их сохранения с лицевой и оборотной сторон, обращается внимание на надписи, этикетки и другие знаки, которые могут указывать на историю создания, авторство и существования произведений. В атрибуции произведений искусства важное место занимает аспект реставрации - был объект реставрирован, в какое время и какими методами, именно подвергалось восстановлению. Проведению реставрационных работ предшествует исследования - атрибуция - определение подлинности и автора произведения, а при невозможности этого - школы, страны, времени создания и т.д., определение степени сохранности и потерь после создания, искажение предварительным реставрации или другими действиями, а также установления первоначального вида. Рассматривая объект исследования, следует учитывать, что его назначение, материал, из которого он изготовлен, форма и т.д. должны быть органическими, то есть соответствовать времени и цели его создания.

    Далее применяются неразрушающие оптико-физические методы анализа: микроскопический, фотографирование в отраженных инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, видимая и ультрафиолетовая люминесценция, рентгенография. Эти исследования позволяют установить состояние почвы, красочных и покровного слоев, выявить наличие авторской подготовки рисунка, подрисовок, фактуру мазка, места реставрационных включений и тому подобное. При исследовании состояния красочного слоя обращают внимание на наличие кракелюр и их вид, расположение по плоскости произведения, расположение авторского надписи относительно авторского красочного слоя. При исследовании изображения методами видимой люминесценции и в отраженных ультрафиолетовых лучах можно зафиксировать наличие грибковых повреждений произведения, установить их состояние - действующий или обезврежен. Рентгенографические исследования позволяют не только установить технику исполнения произведения, но и выявить наличие перезаписи, то есть предыдущие живописные слои на поверхности исследуемого объекта.

      Для изучения материальной составляющей произведения осуществляется отбор проб из разных его частей. Пробы отбираются в размерах незначительных, но достаточных для изготовления из них микрошлифов с целью дальнейшего их использования для определения как химико-физических характеристик материалов, так и техники изготовления произведения. Стоит отметить, что для копиистов и фальсификаторов произведений искусства достижения полной аутентичности материалов с оригиналом остается задачей невыполнимой. Это существенно способствует возможностям экспертизы и уже на этапе сравнения параметров материальной составляющей исследуемого произведения с соответствующими данными можно выявить факт копирования или фальсификации.

       В дальнейшем экспертом определяется соотношение по времени конструктивных и изобразительных частей произведения, подписей, монограмм, штампов и т. Устанавливается наличие более поздних вставок, реставрационных заполнений. Изучаются особенности конструкции, структуры и химического состава аутентичных частей произведения. Это дает возможность сделать выводы о соответствии указанных параметров времени их создания, принадлежность произведений к локальной художественной школы, авторство и тому подобное.

    Анализ индивидуальной манеры художника имеет целью выявления типичных для конкретного создателя технических приемов работы, для чего исследуются особенности фактуры красочного слоя, характер обработки поверхностей работ, представляющих другие виды искусства, с учетом многообразия применяемых технических средств и материалов. При необходимости проводится почерковедческая анализ подписей, надписей, монограмм, рассматриваются другие обозначения (символико-аллегорические, геральдические и т.д.), важные для атрибуции произведения. Определяется их соотношение с произведением во времени. При этом информация о более поздние элементы произведения тщательно анализируется различными методами. Подпись или надпись, сделанная позже времени создания, другие специфические добавления и изменения, внесенные в произведения, могут принадлежать его автору или указывать на него. В то же время, они могут быть выполнены другими лицами, но указывать на фактического автора. Основа определения подлинности произведений живописи - соотнесение во времени их конструктивной и изобразительной частей.

     Для датировки станковой или книжной гравюры важным является установление времени производства бумаги, на которой она напечатана. При исследовании составляющих бумаги, его состояния обращают внимание на наличие на нем характерных водяных знаков. Важно провести анализ типов и особенностей шрифтов на гравюрах и старопечатных изданиях. Для оценки гравюр важным является определение техники их выполнения, поскольку в разных странах та или иная техника появлялась в достаточно точно установленный на сегодня время. Для характеристики гравюр важно установить, был ли автор гравюры одновременно и автором рисунка, по которому выполнялась гравюра, или основу композиции графического произведения составляет произведение другого художника-живописца, гравера, скульптора, архитектора и др. (Тип так называемой репродуктивной гравюры).

     Стилистический анализ предполагает рассмотрение темы, сюжета произведения, особенностей его иконографии, а также композиции, колорита, колористического решения, других формальных качеств и признаков для отнесения работы к определенному хронологическому периоду или стиля, направления выяснения места ее создания, авторства и тому подобное. При этом обязательно учитываются результаты технологического анализа произведения, индивидуальной манеры художника и другие признаки. На этом этапе осуществляется атрибуция произведения как художественного явления, его стиля, иногда - художественной школы, времени его создания (в том случае, когда перед нами - аутентичный произведение, а не подделка). Во всех случаях для установления времени создания произведения, художественной школы, стиля, автора важным критерием является орнаментика (особенно в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства, а также в работах мастеров профессионалов), если в таких произведениях есть орнаментальные мотивы.

     При проведении экспертизы выдающихся художественных произведений для сравнения стилистических особенностей, творческой манеры художника предпочтение отдается оригиналам. Отсутствие материалов для сравнительного анализа допускается только при анализе работ малоизвестных мастеров с аутентичными подписями, поскольку имела популярность автора обычно приводит крайнюю редкость случаев фальсификации. таких произведений.

     Важны сведения о прошлом произведения (пребывания в коллекциях, экспозициях на выставках, документальные свидетельства и т.п.). По возможности осуществляется его сравнение с оригиналами работ другого мастера (качественными репродукциями из них), работами других мастеров определенного периода, которые принадлежали к одной школы, работали в одном географически определенном художественном центре. При этом также учитывают имеющиеся сведения о структуре, материал, химический состав материальных составляющих объекта исследования, а также стилистические особенности, манеру исполнения произведений, которые отбираются для сравнения.

    К диагностическим относятся задачи, связанные с выявлением обстоятельств создания исследуемых объектов - места, времени, использованных материалов, средств и приемов, примененные при его создании; с установлением содержания, смысловой нагрузки исследуемого объекта, его художественной, исторической, культурной ценности, а также принадлежности исследуемого объекта к работам определенного автора, известной школы, стиля, жанра - за использованными материалами, творческой манерой, сюжетом, смыслом и тому подобное.

При этом решаются следующие основные вопросы:

1) Имеет ли представленный на экспертизу произведение культурную ценность в историческом, этнографическом или художественном аспектах?

2) Какой возраст предоставленных на исследование произведений прикладного искусства, и какова их материальная стоимость?

3) Какая материальная стоимость ущерба в результате повреждения данного художественного произведения?

4) Какова стоимость реставрации предоставленного на исследование художественного изделия?

5) принадлежит предоставленная на исследование икона "Святой Георгий- Победитель" к изделиям современного искусства, и подвергалась она искусственному старению?

6) Какие техника и технология выполнения предоставленной на исследование картины (скульптуры)?

7) ли использовались для изготовления картины современные средства и способы нанесения изображений, в частности плоттер с сухими пигментами?

   Материальная ценность художественных произведений определяется на основании решения вопроса об их художественную и эстетическую ценность, а также в соответствии со сведениями, содержащимися в каталогах аукционных продаж, других методических материалах, и с учетом спроса на аналогичные произведения в течение нескольких последних лет. При этом учитывается степень первичной физической сохранности произведений, качество проведенной реставрации, наличие произвольных изъятий (потерь), дополнений, других переделок, которые понес оригинал. При определении материального ущерба эксперт сначала определяет стоимость произведения к его повреждению, а уже после этого, в зависимости от типа произведения, определяет его остаточную стоимость или стоимость реставрационных работ.

    Классификационные (типологические) задачи связанные с отнесением исследуемого произведения или изделия к конкретному типу, виду продукции. Среди главных классификационных задач искусствоведческой экспертизы следует выделить, прежде всего, определение соответствия продукции требованиям законодательства о защите общественной морали.

Так, исходя из ориентировочного перечня вопросов, на решение которых направлена проведения искусствоведческой экспертизы, во многих случаях основным содержанием исследования и основой для заключения должны быть ответы на следующие вопросы:

1) Относится исследуемый произведение к продукции, имеющей порнографический характер?

2) Принадлежит информация, содержащаяся на предоставленных на исследование носителях, к детской порнографии?

3) Каков идейная направленность произведения, в частности, содержит предоставленный на исследование произведение пропаганду насилия или жестокости?

        В отечественном законодательстве преступным считается нарушение принципов половой морали путем изготовления, ввоза или распространения предметов порнографического характера, к которым относятся произведения, имеющие своим назначением возбуждения нездорового полового влечения путем вульгарного, в грубой натуралистической форме или противоестественного отображения гениталий, антиетичних сцен половых актов, половых извращений.

       В уголовных процессах о незаконное распространение порнографических материалов или предметов порнографического содержания, о возбуждении ненависти либо вражды, об унижении достоинства человека или группы людей по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.п. возникает необходимость назначения искусствоведческой экспертизы их содержания, художественной ценности и направленности воздействия на человека, общество в целом или на конкретные социальные группы.

   Предметами, которые могут быть объектами исследования искусствоведческой экспертизы, выступают рассказы, стихи и другие произведения непристойного порнографического или иного аморального содержания в печатном, рукописном виде, изображения порнографического характера на фотоснимках, рисунках, в скульптурных композициях, в кино или видеофильмах и тому подобное. Главной задачей эксперта-искусствоведа при исследовании материалов, которые, вероятно, имеют порнографический или иной противоправный характер, является установление художественной, исторической или культурной ценности объекта исследования, направленности и степени воздействия на сознание человека (реципиента) или населения в целом. Для установления порнографического характера предметов преступления по делам указанной категории целесообразно назначение психолого-искусствоведческой экспертизы с целью определения порнографического характера и содержания изучаемых предметов и материалов. При этом в случаях исследования кино и видеоматериалов в качестве эксперта-искусствоведа целесообразно привлекать специалиста в области кино- и видеоискусства; в случае исследования фотографических изображений, картин, рисунков или других графических изображений - специалиста в области живописи и изобразительного искусства. Высказанные экспертами мнение относительно содержания и характера представленных на экспертизу материалов должны быть основаны на специальных знаниях, а не на бытовых представлениях без учета специфики определенного вида искусства.

   Проведение комплексной судебной психолого-искусствоведческой экспертизы целесообразно в том случае, когда нужно установить направленность и степень влияния произведения искусства на сознание или подсознательную сферу личности, социальной группы или населения в целом. При этом каждый из экспертов должен решать вопросы, входящие в его компетенцию. В частности, эксперт-искусствовед решает вопрос о наличии или отсутствии художественной ценности материалов, сюжета, концепции и художественных принципов, а также о наличии или отсутствии основных признаков порнографии, которыми могут быть: концентрация внимания на картинке физиологии полового акта и половых органов; немотивированность отдельных сцен и эпизодов; формальное использование антуража, костюмов, музыкального фона; однозначность изображаемого и отсутствие в нем метафорических смыслов, образных решений или других признаков художественного языка; операторские решения по порнографической фото- и кинопродукции, в частности крупный план, прямые ракурсы, направленное освещение, ориентирует на детальную демонстрацию механики полового контакта; отсутствие индивидуализации диалогов действующих лиц, их скудность или полное отсутствие, использование звуковой среды исключительно с целью подчеркивания акустической фактуры полового акта. В свою очередь, эксперт-психолог должен решать вопрос о характере и степени психологического воздействия на потенциального потребителя исследуемых материалов, наличие или отсутствие пропаганды насилия, жестокости, нетрадиционных и искаженных форм сексуальных отношений.

    В случае, когда у органов предварительного расследования есть основания подозревать, что в предоставленных материалах или предметах порнографического характера содержатся изображения несовершеннолетних, возникает необходимость назначения указанной комплексной экспертизы с дополнительным привлечением эксперта в области судебной медицины, в исследовательской части заключения должен четко и однозначно высказаться по биологического возраста лиц, участвующих в изображенных сценах.

       Такой вывод делается по медицинским критериям, которыми могут быть: наличие или отсутствие вторичных половых признаков; степень их выраженности; рост, телосложение и пропорциональность телосложения; выразительность подкожного жирового слоя и т. Это имеет принципиальное значение для правильной квалификации преступного деяния.

     При формулировке вопросов для искусствоведческой экспертизы необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, вопросы, поставленные перед экспертом, и экспертные заключения не могут выходить за пределы его специальных знаний. Недопустима постановка перед экспертом связанных с оценкой деяния, правовых вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда. Во-вторых, необходимо четко представлять, какие возможности судебной искусствоведческой экспертизы необходимо использовать в каждой конкретной судебном деле или уголовном производстве, для установления каких обстоятельствах необходимы специальные знания экспертов-искусствоведов. Перед экспертом необходимо ставить вопросы, ответы на которые на основании специальных знаний в области искусствоведения позволят выявить качественные характеристики предмета, которые, в свою очередь, предоставят возможность соотнести этот предмет с конкретной правовой нормой. Чтобы сформулировать вопрос таким образом, необходимо точно представлять себе, какие именно конкретные качественные характеристики соответствуют формальным признакам, установленным в нормативно-правовых актах.

Подобными вопросами могут быть следующие:

1) Имеет ли данный предмет (или документ) художественную, научную, историческую или культурную ценность?

2) Какое художественное, научное, историческое, культурное значение данного предмета?

3) влияние создания данного произведения искусства на становление и развитие любого направления в науке или искусстве, на историю и культуру определенного региона или территории, и как именно?

4) Связано создания и существования определенного произведения со значимыми для определенного региона историческими и культурными событиями, с какими именно?

5) Какими были фактические обстоятельства создания данного предмета (автор, время, место, использованы материалы, определенные исторические события)?

6) Есть ли автором предоставленного произведения конкретное лицо?

7) Есть ли предмет (необходимо указать наименование) произведением искусства, исторической или культурной ценностью?

8) Какова сохранность данного предмета?

9) Есть ли признаки повреждения, переработка, реставрации данного произведения искусства?

10) Какая материальная ценность данного предмета?

        Ставить эксперту вопрос, есть ли предоставленный на экспертизу предмет или документ настоящим оригиналом или подделкой, некорректно, поскольку для ответа на него необходимо осуществление правовой оценки. Целесообразна постановка вопросов об обстоятельствах создания предоставленного предмета, зная которые, лицо, назначила экспертизу, сможет сделать вывод о том, оригинал или подделка перед ней.

Такими вопросами могут быть:

1) Какие фактические обстоятельства создания данного предмета (автор, время, место, использованы материалы, любые особые исторические события)?

2) Есть ли автором предоставленного произведения конкретное лицо?

3) есть предмет определенным (необходимо указать наименование) произведением искусства, исторической или культурной ценностью?

       В отдельных уголовных производства и гражданским делам необходимо определение стоимости предмета (документа), особенно в случаях, когда нужно установить такие квалифицирующие признаки, как причинение значительного ущерба, а также большой или особо крупный размер причиненного ущерба, совершенной кражи. В связи с этим необходимо выяснить реальную стоимость предмета как объекта преступного посягательства и сравнить ее с денежной стоимостью материальных благ, переданных потерпевшему. Для этого перед экспертом необходимо ставить вопрос о материальной стоимости данного предмета.

      Необходимость назначения искусствоведческой экспертизы может возникнуть и при установлении плагиат - присвоение авторства, причинившее значительный ущерб автору или иному правообладателю. Поскольку чаще всего плагиат получает выражение в присвоении себе авторства чужого произведения, издании чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, но без указания на их имя я, задачей судебной искусствоведческой экспертизы является сравнение нескольких объектов, которые, вероятно, являются произведениями искусства. В результате такого сравнения устанавливается, они самостоятельными произведениями, имеет Место заимствования фрагментов одного произведения в другое, или идентичные произведения, подписанные разными авторами.

    В таких случаях перед экспертом надо задавать такие вопросы:

1) Какие фактические обстоятельства создания каждого предмета, предоставленного на экспертизу (автор, время, место, использованы материалы, наличие определенных обстоятельств)?

2) Есть ли самостоятельными предоставлены для исследования произведения, имеет место заимствование фрагментов одного произведения в другое, или они идентичны произведениями, подписанными различными авторами?

3) является автором каждого из предоставленных произведений конкретное лицо?

4) Имеет ли каждый из предоставленных предметов самостоятельную художественную, научную, историческую или культурную ценность?

Для решения таких вопросов целесообразным может быть привлечение наряду с искусствоведами, специалистов - лингвистов и психологов - для соотнесения особенностей речи, уровня образования, характера, способа общения с окружающим миром лиц, претендующих на авторство, с особенностями произведения.

      Большинство судебно-искусствоведческих экспертиз являются комплексными, что обусловлено интегративным характером задач, которые стоят перед данным видом экспертиз. Например, для установления автора произведения почти всегда приходится исследовать материалы художественного изделия, а в нем - подпись автора (если он есть), манеру письма или рисования, признаки реставрации.

помощь адвоката

   тел. 8 908 590 52 56.