Телефон:
+7 (908) 590-52-56

Получить консультацию

Выявление функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации

Выявление функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации

 

           Современное сообщение, размещаемое в средствах массовой информации, представляет собой так называемый креолизованный, или смешанный, текст. Это значит, что информация, которую воспринимает потребитель данного текста, заключается не только в вербальном компоненте сообщения, но и в невербальной его части. В печатных СМИ креолизованные сообщения состоят из текста и изображения. Для более точного и естественного восприятия читателем данного сообщения смысловая нагрузка распределена между его компонентами таким образом, чтобы они дополняли друг друга. В качестве изображения в сообщении могут использоваться фотографии, рисунки, символические и иконические изображения, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и так далее.

          Когда в сообщении, размещаемом в СМИ, изображения носят факультативный характер, то есть лишь помогают воспринимать вербальный текст, то говорят о сообщении с неполной креолизацией. Если же в сообщении лексическая часть полностью зависит от изображения, следует за ним, а само изображение носит характер обязательного элемента текста, то такие сообщения называют полностью креолизованными. Яркий пример полностью креолизованного текста – печатное рекламное сообщение. Подобные сообщения также характерны для научной литературы.

         Помимо печатных сообщений, современные средства массовой информации, особенно такие, как телевидение и интернет, могут включать в свои креолизованные сообщения музыкальные компоненты, видеоряд, анимированные изображения, фотопрезентации и так далее. Текстовая часть подобного креолизованного сообщения может быть представлена в виде звучащей за кадром речи, субтитров, ярких стилизованных надписей и другими способами. Текст, передаваемый голосом или стилизованными буквами, или еще каким-то непривычным способом, воспринимается в совокупности с тембром говорящего, его эмоциональным состоянием, с особенностями визуального отображения и другими специфическими характеристиками.

           Отдельного внимания требует звучащая в сообщении музыка. Многократные исследования раз за разом подтверждают влияние музыки на эмоциональное состояние реципиента. Музыкальное сопровождение креолизованного сообщения может кардинально менять его содержание.

            Следует отметить, что современные креолизованные сообщения в результате компоновки различных составляющих подчас приобретают некий новый смысл, не равный сумме смыслов его отдельных частей. С этим явлением хорошо знакомы режиссеры монтажа, пользующиеся приемами, в результате которых мозг зрителя домысливает некое сообщение, буквально в видеоряде не содержащееся. Для выявления подобных скрытых смыслов, а также для исключения информации, которую создатели сообщения не хотели бы вносить в него, прибегают к проведению экспертизы по выявлению функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации. С помощью данного исследования также можно оценить культурную ценность созданного креолизованного сообщения.

             Выявление функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации, используется для исследования роли, которую играет каждая из составляющих современного креолизованного сообщения. Данное исследование производится для установления степени эффективности рекламного или агитационного сообщения, для выявления скрытых призывов к экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной розни и так далее. В ходе анализа определяется влияние креолизованного сообщения на настроение воспринимающих его лиц, на их убеждения и даже на волевые качества. К выявлению функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и других видах коммуникации, прибегают в случаях, когда есть подозрения на то, что в тексте содержится некий подтекст, влияющий на подсознание, заставляющий слушателей совершать некие поступки, но не заметный невооруженным глазом.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ И ДРУГИХ КОМПОНЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В СМИ И ПРОЧИХ ВИДАХ КОММУНИКАЦИИ

          Подобное исследование применяется в различных ситуациях, когда необходимо исследовать значение того или иного компонента креолизованного сообщения. Выявление функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации, решает следующие задачи, поставленные перед экспертом:

  1. Определение роли изображения в креолизованном сообщении.
  2. Выявление распределения смысловой нагрузки между различными составляющими частями креолизованного текста.
  3. Анализ сообщения с целью определения в нем скрытого подтекста.
  4. Оценка влияния музыкального компонента сообщения на настроение лиц, воспринимающих данный текст.
  5. Оценка изменения восприятия целевой аудиторией искомого креолизованного сообщения при замене отдельных его частей. Например, исследование может оценить, какое из отобранных сообщений наилучшим образом отображает (или дополняет) лексическую компоненту сообщения.
  6. Выявление в сообщении, транслирующемся в СМИ, скрытого призыва к разжиганию межнациональной розни, экстремистских сообщений и других неявно определяющихся элементов подобного толка.
  7. Установление компонентов сообщения, унижающих деловую репутацию, достоинство или честь граждан.
  8. Выявление в креолизованном сообщении фрагментов, оскорбляющих отдельные группы населения (представителей национальных меньшинств, последователей определенных религиозных течений и так далее).
  9. Определение фактов содержания в транслирующемся посредством СМИ сообщении компонентов, которые можно охарактеризовать как клеветнические.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ И ДРУГИХ КОМПОНЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В СМИ И ПРОЧИХ ВИДАХ КОММУНИКАЦИИ

              Сообщения, публикуемые в различных СМИ и прочих видах коммуникации, должны удовлетворять требованиям положений актуального законодательства Российской Федерации.

Статья 4 Закона, регулирующего деятельность средств массовой информации, к которым относят телевидение и интернет, гласит, что недопустимо размещать в СМИ сообщения, призывающие к разжиганию социальной или национальной нетерпимости.

Статья 29 Конституции РФ однозначно запрещает агитацию или пропаганду нетерпимости и ненависти по социальным, расовым, национальным или религиозным причинам. Эта же статья говорит о недопустимости заявлений, содержащих сообщения о превосходстве одной национальности (религии, языка) над другой.

           Меры противодействия любым видам экстремистской деятельности зафиксированы в Федеральном законе № 114-ФЗ, опубликованном 25 июля 2002 года.

Статья 21, а также статья 23 Конституции Российской Федерации, отражающие позицию государства относительно клеветы, заключающейся в сообщениях, размещенных в СМИ, и включенной в публичные заявления.

Пункт 1 статьи 128 Уголовного кодекса РФ, предусматривающий меру наказания по делам, связанным с клеветническими сообщениями.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ЭКСПЕРТИЗУ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ И ДРУГИХ КОМПОНЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В СМИ И ПРОЧИХ ВИДАХ КОММУНИКАЦИИ

  1. Каковы функции размещенного в сообщении изображения?
  2. Отражает ли размещенное изображение смысл сопровождающего его текста?
  3. Содержит ли какой-либо из компонентов исследуемого сообщения экстремистские призывы?
  4. Обнаружены ли в какой-либо части сообщения признаки клеветы?
  5. Какую функцию выполняет музыкальный фрагмент, сопровождающий сообщение (рекламный или агитационный ролик)?
  6. Содержат ли компоненты креолизованного сообщения, представленного для проведения исследования, компоненты, оскорбляющие какие-либо группы населения?
  7. Содержит ли лексический компонент сообщения скрытый подтекст?
  8. Как именно влияет на восприятие креолизованного сообщения сопровождающая его музыкальная фонограмма?
  9. Какие образы и ассоциации у потребителя сообщения вызывает содержащийся в сообщении визуальный ряд?
  10. Какова функция видеоряда в сообщении?
  11. Какова функция текстового фрагмента, сопровождающего креолизованное сообщение?