Заслуженный адвокат Союза адвокатов России


Телефон:
+7(908)590-52-56

График работы:
ПН-ПТс 9-00 до 19-00

Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав

Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав

 

      Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав, является сложным комплексным исследованием, конкретный состав которого и процедура проведения зависят от целей, поставленных перед экспертной организацией. Аудиозаписи в данном случае рассматриваются непосредственно как объект авторского права или как объективная форма, в которой представлено авторское произведение. В отношении спорных аудиозаписей могут проводиться следующие виды экспертиз:

  1. Фоноскопическая экспертиза;
  2. Автороведческая экспертиза;
  3. Искусствоведческая экспертиза.

  Конкретный тип исследования или сочетание нескольких видов анализа применяются в зависимости от того, какое обстоятельство дела подлежит установлению. Например, для определения давности записи проводят техническую экспертизу, в случаях установления авторства – фоноскопическую, для обнаружения фактов заимствования или плагиата – автороведческую. Эксперт-искусствовед привлекается в спорах, связанных с интеллектуальной собственностью, а также для идентификации музыкальных произведений.

     В последнее время возникает множество спорных ситуаций, связанных с нарушением авторских прав. Во многом их решению способствует проведение экспертизы спорного объекта авторского права. Инициатором экспертизы могут выступать судебные органы, участники спора или их представители. Экспертизу можно провести заблаговременно, до начала судебного процесса или вместо него, так как результаты экспертизы определяют положение дел между сторонами. Также, если дело уже находится в суде, исследование может быть назначено в ходе слушаний.

  Часто бывает так, что чужие произведения заимствуются вследствие недостаточного знания закона о защите авторских прав. При использовании произведений, на которые все еще распространяется действие авторских прав, необходимо получить разрешение автора или его наследников. Авторские права на произведение действуют в течение семидесяти пяти лет после смерти автора. Правообладателями в таком случае являются законные наследники автора.

 

ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРТИЗА АУДИОЗАПИСЕЙ

  Гражданский кодекс Российской Федерации трактует объект авторского права как произведение искусства, науки и литературы, который может быть выражен любым доступным автору способом. При этом достоинства произведения не имеют принципиального значения. Аудиозаписи могут содержать следующие объекты авторского права:

  1. Песни: музыкальные произведения, имеющие словесный компонент, относящиеся к разным музыкальным жанрам.
  2. Музыкальные произведения, не имеющие словесного компонента (мелодии, музыкальные пьесы, симфонии, записи музыки к кино- и телефильмам, заставки для телепередач и пр.).
  3. Записи публичных выступлений: чтение стихотворений и иных поэтических произведений, чтение художественных текстов (так называемые аудиокниги), записи спектаклей и иных театральных форм, специализированные аудиоспектакли, выступления (политические и иные), лекции и пр.
  4. Диктофонные записи разговора нескольких людей, содержащие обсуждение будущих произведений.
  5. Диктофонные записи лиц, содержащие компоненты объекта авторского права. Например, личные записи ученого, которые были использованы в ситуации, нарушающей его права.
  6. Авторские музыкальные сборники.
  7. Авторские сборники текстов (стихотворений, прозаических произведений и пр.).

 

ВОЗМОЖНЫЕ СЛУЧАИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ

Песни. В отношении песен могут возникнуть следующие проблемные ситуации:

  1. Несанкционированное использование текста, музыки или их фрагментов.
  2. Несанкционированное публичное исполнение всего произведения (песни) с целью получения личной выгоды.

            В отношении песен можно определить оригинальность текста и музыки, а также установить личность исполнителя (певца). В некоторых случаях возможно определить характерные особенности манеры исполнителя музыки.

    В отношении музыкальных произведений, не содержащих текстового компонента, чаще всего возникают проблемы установления авторства, заимствования фрагментов и целых произведений, плагиата, несанкционированного исполнения с целью получения личной выгоды. В таких случаях определяется авторство объекта, оригинальность произведения и его авторский характер, выявляются признаки плагиата и заимствования. Можно также определить обстоятельства выполнения записи и давность осуществления записи.

В отношении записей публичных выступлений могут возникнуть разбирательства в отношении следующих спорных ситуациях:

  1. Использование фрагментов чужого текста без указания авторства.
  2. Нарушение правил цитирования.
  3. Использование текстов, на которые распространяется действие авторских прав без разрешения правообладателя (правообладателей).

    Диктофонные записи представляют собой зафиксированные рассуждения конкретного лица или группы лиц о планируемом авторском произведении. Например, групповые обсуждения будущих сценариев принято фиксировать на диктофон, чтобы не потерять или не забыть некоторые фрагменты обсуждения. При использовании записей третьими лицами или же одним из лиц, участвовавших в обсуждении, нарушаются авторские права остальных участников дискуссии. Также многие деятели литературы или науки практикуют метод записи на диктофон своих устных рассуждений о некой обдумываемой проблеме. В случае кражи подобных записей их содержимое используется незаконно, что ущемляет права автора записанных умозаключений. В таком случае требуется идентифицировать человека, чья речь записана на аудионоситель, а также определить давность записи для доказательства авторства этого лица.

   В отношении сборников, как правило, предъявляются претензии по несанкционированному использованию текстов или музыкальных произведений, срок действия авторских прав на которые еще не истек.

 

В КАКИХ СИТУАЦИЯХ НАРУШЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА ПРИБЕГАЮТ К ЭКСПЕРТИЗЕ ЗВУКОЗАПИСИ

        Все случаи возникновения необходимости проведения экспертизы аудиозаписей можно разделить на несколько групп в зависимости от типа проводимого исследования.

Фоноскопическую экспертизу аудиозаписей проводят в следующих случаях:

  1. Необходимо установить личность исполнителя (человека, поющего песню, читающего лекцию, произносящего текст публичного выступления).
  2. Требуется установить соответствие речевых характеристик человека, чей голос записан на пленку, и конкретного лица.
  3. Требуется установить дословное содержание текста звукозаписи.
  4. Надо определить характеристики лица, чей голос записан на пленку: пол, примерный возраст, национальность, регион происхождения, уровень образования, профессиональную и социальную принадлежность и т.д.
  5. Требуется установить, является ли речь спонтанной или заученной.
  6. Необходимо установить, является ли текст на записи зачитываемым.
  7. Требуется проанализировать технические условия записи объекта.
  8. Надо установить более раннюю аудиозапись для определения приоритета авторства.
  9. Требуется выявить признаки фальсификации записи.
  10. Надо определить тип аппаратуры, на которую производилась запись.
  11. Необходимо установить факт последующего изменения записи (монтажная склейка, искажение записи и пр.).
  12. Требуется установить соответствие предоставленной для исследования аппаратуры техническим устройствам, на которые производилась запись.

 

Автороведческую экспертизу проводят, если:

  1. необходимо установить, является ли содержимое звукозаписи оригинальным авторским произведением или же представляет собой переработанный вариант чужого произведения;
  2. требуется установить, есть ли совпадение отдельных фрагментов спорной аудиозаписи и иного произведения;
  3. надо определить, оригинальны ли отдельные компоненты произведения, записанного на аудионоситель;
  4. необходимо установить признаки плагиата в объекте авторского права, записанного на аудионоситель;
  5. требуется определить признаки авторского произведения у объекта, записанного на пленку;
  6. необходимо установить авторство текста, музыки или иного объекта авторского права, который записан на аудионоситель;
  7. требуется определить правильность цитирования заимствованных фрагментов чужого произведения.

 

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ АУДИОЗАПИСЕЙ ПРИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ

    Обращение заказчика в экспертное бюро, заключение договора на проведение экспертизы. На этом этапе обсуждается суть возникшей проблемы, определяются цели и задачи исследования, на основании которых формулируются предмет исследования и вопросы, ответы на которые даст специалист, проводящий экспертизу. Предмет исследования заносится в договор в соответствии с составленной формулировкой.

   Анализ спорной аудиозаписи. На этом этапе проводится экспертиза непосредственно спорного объекта. Тип экспертизы зависит от задачи, поставленной перед экспертом.

   На третьем этапе изучаются все остальные представленные объекты и документы. Если необходимо, проводится сравнительный анализ и прочие исследования, в том числе лабораторные.

   Оформление экспертного заключения. Результатом проведения исследования является экспертное заключение, представленное в письменной форме и подписанное экспертом (группой экспертов). В экспертное заключение обязательно входит описание всех проведенных специалистом (специалистами) мероприятий, копии исследованных документов, экспертные выводы и ответы на поставленные вопросы.

 

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ (ОБЪЕКТЫ) НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ АУДИОЗАПИСЕЙ ПРИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ

           Полный набор объектов, предоставляемых для исследования, устанавливается специальным образом в каждом случае исследования в зависимости от типа проводимого анализа. Примерный перечень объектов, которые могут понадобиться для проведения экспертизы, выглядит следующим образом:

  1. Спорная аудиозапись (или спорные аудиозаписи, если их несколько).
  2. Иные документы, содержащие текст аудиозаписи: тексты на бумажных носителях, компьютерные файлы, книги, журналы, отсканированные документы или отображение (принтскрин) компьютерного экрана.
  3. Другие аудиозаписи, содержащие образцы голоса исполнителя.
  4. Другие аудиозаписи, обладающие сходными техническими характеристиками: записанные в тот же временной отрезок, на ту же аппаратуру, теми же звуковыми операторами (инженерами).
  5. Иные документы, подтверждающие авторство: свидетельство об авторском праве, запись публичного выступления, концерта или лекции, записи текстов от руки, тексты электронных писем и так далее.
  6. Документы, подтверждающие личность автора: паспорт, водительские права, документ об использовании конкретным лицом данного псевдонима.
  7. Иные документы по требованию специалиста, проводящего экспертизу.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ СПЕЦИАЛИСТ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ АУДИОЗАПИСЕЙ ПРИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ

  1. Принадлежит ли голос, записанный на аудионоситель, конкретному лицу?
  2. Была ли произведена запись именно на представленное оборудование?
  3. Какое количество записывающих устройств было использовано при изготовлении аудиозаписи?
  4. Соответствуют ли характеристики речи на исследуемой аудиозаписи особенностям речи, зафиксированной на предоставленных образцах?
  5. Каковы особенности звуковых шумов на исследуемой записи?
  6. Речь какого количества людей записана на носитель?
  7. Присутствуют ли в речи говорящего признаки преднамеренного изменения манеры говорения, тембра голоса или иных специфических характеристик речи?
  8. Был ли процесс записи непрерывным, или она производилась с перерывами?
  9. Какова давность произведения записи?
  10. Есть ли признаки монтажа или иного искажения аудиозаписи?
  11. Обнаружены ли признаки фальсификации записи?
  12. Каково дословное содержание записанного на носитель текста?
  13. Есть ли в содержимом аудиозаписи признаки авторского произведения.

помощь адвоката

тел. 8908 590 52 56